В Москве прошел бизнес-завтрак, посвященный изменению размера отчислений за использование авторских прав в ивенте. Теперь заказчикам и организаторам «специальных мероприятий», в которые включен широкий перечень форматов ивентов, необходимо платить по 2% от бюджета в РАО и 2% в ВОИС в случае использования материалов, защищенных авторским правом, например, музыкальных произведений. Такая ставка работает как в отношении публичных мероприятий, так и в отношении закрытых, в том числе корпоративов.
Подобные изменения вызвали множество вопросов со стороны ивент-сообщества и дискуссия на бизнес-завтраке получилась оживленной.
В первую очередь, возник вопрос к методике расчета, исходя из % от общего бюджета мероприятия. По мнению выступавших представителей ивент-агентств, данная методика не является оптимальной, поскольку обычно основные затраты на проведение мероприятий относятся к категориям, не имеющим отношения к вопросам использования авторских прав.
По мнению Максима Горбунова, первого заместителя начальника управления сборов вознаграждения РАО и ВОИС, не стоит демонизировать данные организации — у них стоит задача сделать рынок более прозрачным и легальным.
С позиции минимизации трат возможно оформление нескольких договоров между ивент-агентством и заказчиком — к примеру, отдельно на кейтеринг, логистику и отдельно на музыкальное сопровождение мероприятия. При отсутствии договора на комплексное проведение мероприятий, расчет идет исходя из количества людей — от 50 до 125 рублей за человека. Однако такой тип некомплексных соглашений, когда юридическую ответственность по многим вопросам несет заказчик, сейчас на рынке не распространен.
«Если смотреть практику, то на данный момент в 99% договоров прописывается, что вся ответственность за происходящее на мероприятии ложится на ивент-агентство. Это касается и выбора концепции мероприятия, и случаев возникновения нештатных ситуаций, и вопроса соблюдения авторских правах. Поэтому когда агенты РАО или ВОИС приходят к заказчику мероприятия с доказательствами нарушения, например, видеозаписью в интернете, то в конечном итоге они перенаправляются к агентству», - поясняет Андрей Петровский, руководитель компании "EVENT-ЮРИСТЫ".
Дмитрий Калантаров, член правления НАОМ, CEO «Event бюро «СЕКТОР», обратил внимание, что данные изменения касаются не только ивент-агентств, но и клиентов и всех устроителей рекламных акций и фестивалей на которые не продаются билеты.
В целом все стороны сошлись на том, что схема взаимоотношений с организациями правообладателей должна стать более прозрачной и понятной рынку.
«Мы стоим на пороге дозревания и заказчика, и подрядчика по ивенту, чтобы вопросы отчислений по авторским правам были в явном виде представлены в смете», - считает Илья Стабровский, директор по маркетингу «Volkswagen Коммерческие автомобили».
Ирина Дегтярева, старший специалист по коммуникациям ЗАО «Ферреро Руссия», подтвердила, что в юридическая служба компании традиционно большое внимание уделяет соблюдению авторских прав в контрактах и любые конфликты, связанными с нарушением прав на мероприятии — это удар по репутации заказчика, даже если юридическую ответственность несет агентство.
Многие крупные площадки, например, в Краснодаре уже пришли к общему неформальному соглашению, по которому они отказываются в сдаче площадки в аренду при отсутствии договора с правообладателями.
Юлия Жоля, исполнительный директор НАОМ, управляющий партнер Show&Motion, озвучила международную практику по отчислениям за авторские права в ивенте, в частности, в Италии, Испании и Швейцарии. Как правило, речь идет о расчете, исходя из численности гостей мероприятия. И если в качестве примера брать мероприятие с 400 участниками, то размер отчислений не будет превышть 350 евро. Также встречаются и альтернативные варианты — например, исходя из продолжительности времени, когда играют музыкальные треки.
На бизнес-завтраке были также кратко презентованы результаты комплексного исследования культурной индустрии, которое подготовило информационное агентство Intermedia. По мнению главного редактора информационного агентства Евгения Сафронова, вопрос регулирования сферы ивента шире и относится к сфере регулирования культуры в целом и отсутствию принятого законопроекта о культуре. Также эксперт обратил внимание на разделение полномочий, когда одними направлениями культуры, такими как литература - занимается Минкомсвязи, другими - академичными направлениями театра и классической музыки — занимается Минкультуры, а некоторыми направлениями, такими как массовая концертная деятельность, отдельно никто не занимается и не учитывает в государственной статистике.
Бизнес-завтрак был организован Национальной ассоциацией организаторов мероприятий (НАОМ), крупнейшим российским объединением ивент-отрасли, и стал одним из первых публичных мероприятий на данную тематику.
В дальнейшем НАОМ планирует собрать с участников рынка рекомендации и вопросы к РАО и ВОИС, после чего провести еще одну рабочую консультацию и выработать общие рекомендации для членов ассоциации, максимально снижающие их риски и риски клиентов.